- Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитатель, обучать и даже любить их надо по-разному. но обязательно любить. - Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы, взрослые. - Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков, ей мало пригоится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними - неврно и бесполезно. - Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другим, хвалите его за успехи и дрстижения. имейте ввиду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает за то, что он болен. - Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. Cтарайтесь, давая задания мальчикам, как и в детском саду так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. И в то же время не забывайте не только рассказать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. - С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учит действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску решений незнакомых, нетиповых заданий. - Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя при этом с высоты своего авторитета. это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы? - Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. сначала разберите, в чем ее ошибка. - Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать. - Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария мозга). Мальчики в этом случае исьощаются интеллектуально (снижение активного левого "рационально-логического" полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно. - Не переучивайте левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга. Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним. Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы. Не переусердствуйет с соблюдением режима. Если ребенок левша, для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным. Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его. Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство. - Мы часто видим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить. - Ребенок не должен панически боятся ошибок. Невозможно научиться чему-нибудь, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатываться у него страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учться, да и просто радость и радость познания. -ЗАПОМНИТЕ: маленькие дети не бывают ленивыми. "Ленность " ребенка-сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним. - Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно). - Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. --Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. поэтому главное - стремится выполнять заповедь "НЕ НАВРЕДИ"!
|