"ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ"
Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающий мир, стимулирует развитие речи, воображения, мышления, памяти, внимания, обогащает художественную деятельность детей и побуждает к творчеству.
Художественное образование и воспитание -неотъемлемая часть достойного образования. Именно поэтому, на протяжении шести лет педагогический коллектив дошкольного учреждения углубленно работает по проблеме художественно-эстетического развития детей..
В основу работы в данном напрвлении легли концепция эстетическог воспитания, разработанная Т. С. Комаровой, учение В. С. Мерлина о развитиии каждого человека как интегральной индивидуальности и учение Н. Н. Поддъякова "о доминировании интеграционных процессов" в развитии детей.
В соответствии с этим педагоги МДОУ большое внимание уделяют взаимодействию и взаимопрониковению различных видов искусства и различных видов художественно - творческой деятельности в воспитательно образовательный процесс. В детском саду дети не только получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыой, графикой, живописью, декоративно-прикладным творчеством, искусством театра, но и практически осваивают их. Многообразие видов и жанров искусства, художественно-эстетической деятельности дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всем его многообразии.
В дошкольном учреждении качественно реализуется комплексная программа "Детский сад-дом радости" Н. М. Крыловой, В. Т. Ивановой. С целью обогащения содержания работы по художественному эстетическому воспитанию в МДОУ используются следующие парциальные рограммы: "Музыкальные шедевры" О. П. Радыновой, "Цветные ладошки" И. А. Лыковой, а также учебно-методическое пособие "Фитнес-Данс" Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной и "Танцевальная мозаика" С. Л. Слуцкой.
В процессе художественно-эстетического развития детей педагоги осуществляют их ознакомление с предметным миром, миром людей и природы через произведение изобразительного искусства, художественной литературы и музыки. Вовлекают детей в различные виды художественно-творческой деятельности (художественно-речевая, изобразительная, музыкальная, театрализованная и др.), знакомят их с разными видами, жанрами, срествами выразительности искусства (музыка, художественная литература, изобразительное и театральное искусство).
Большое место в воспитательно-образовательном процессе отводится организации театрализованной деятельности как синтеза различных видов искусства и художественно-творческой деятельности.
В МДОУ созданы благоприятные условия для развития у детей интереса и желания заниматься художественной деятельностью. В группах оборудованы центры изобразительной, театрализованной, музыкальной деятельности, наполненные разнообразными материалами и средствами, позволяющими в самостоятельной деятельности реализовать потребности детей в творческом самовыражении. Большое внимание педагоги уделяют использованию в работе с детьми занимательных игр и упражнений, игр-экспериментов с материалами и инструментами, а также творческих игровых заданий. Последние включаются в разные формы организации продуктивной деятельности.
в группах раннего и младшего дошкольного возраста оборудованы центры сенсорики. В них собраны пособия, игры, материалы, позволяющие развивать представление детей о цвете и его оттенках, форме, величине предметов и др. Многие пособия сделаны руками педагогов.
Эстетическая среда, созданная педагогами, вызывает у детей эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует всестороннему развитию дошкольников.
Для осуществления работы по художественно-эстетическому развитию детей собрана фонотека классической, народной и современной детской музыки, разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с искусством, с русским народным фольклором, развлечений, сценарии великих праздников: Рождества, Масленицы, методические рекомендации по знакомству детей с традиционным народным календарем, обрядами, обычаями. Для того, чтобы праздники и развлечения были красочными, привлекательными, совместными усилиями педагогов и родителей изготовлено большое количество разнообразных пособий, атрибутов, костюмов для детей и взрослых.
Осуществляется тесное взаимодействие с социокультурными объектами города: художественным и краеведческим музеями, драматическим театром и театром юного зрителя, Дворцом творчества детей и молодежи, музыкальной школой, библиотекой. Созерцая произведения изобразительного искусства, участвуя в праздниках и развлечениях, ощаясь с увлеченными своим делом людьми, дети становятся наблюдательными, отзывчивыми, у них развиваются психические процессы и эстетический вкус, они познают себя и реальную действительность.
Для развития у детей творческого потенциала, а также для обеспечения условий их самовыражения была создана хореографическая студия «Цветик-семицветик». На протяжении пяти лет действует фольклорный ансамбль «Родничок», где у воспитанников формируют представление о русской самобытной культуре, прививают бережное отношение к культурным традициям русского народа, развивают и совершенствуют исполнительско-творческие навыки и умение каждого ребёнка, реализуют их склонности и интересы. Руководят ими творческие, грамотные специалисты, мастера своего дела.
В детском саду дети живут интересной, яркой жизнью, богатой впечатлениями. Она похожа на увлекательную книгу, а лучшие страницы этой книги - праздники и развлечения. Счастливые глаза детей - лучшая награда всему педагогическому коллективу. Сценарии праздников, разработанные музыкальными руководителями, представляют собой небольшие театрализованные представления, мини-спектакли, в основе которых лежит сюжетная линия, объединяющая действующих персонажей и весь музыкальный материал.
Особое место в создании полноценной социокультурной творческой среды для развития детей в детском саду занимает взаимодействие с родителями, в процессе которого решаются следующие задачи:
- создание эмоциональной взаимоподдержки;
- организация творческого сотрудничества;
- установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;
- содействие родителям в общении с детьми;
- развитие у родителей уверенности в своих педагогических возможностях.
В работе с родителями воспитанников педагоги эффективно используют такие формы:
- творческая лаборатория «Капелька» (совместное изготовление костюмов для театрализованных представлений)
- семейная гостиная (обсуждение проблем и решение вопросов в уютной «домашней » обстановке);
- выставка семейного рисунка;
- совместные досуги и праздники.
С помощью родителей детей приобщают к прекрасному, развивают у них художественный и эстетический вкус. Благодаря активному сотрудничеству родителями дети создают своими руками пусть небольшие, но поистине художественные шедевры.
В МДОУ в полном объеме обеспечивается творческий подход к воспитанию и развитию детей. Педагоги постоянно находятся в поиске, совершенствуют педагогическое мастерство и профессиональное умение. В октябре 2008 г. музыкальные руководители проходили обучение на авторском семинаре по инновационной программе музыкального воспитания детей «Ладушки» И.П. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой. В перспективе планируется апробация данной программы в МДОУ.
Такой подход к организации работы по художественно-эстетическому развитию детей позволил накопить богатый опыт работы, которым педагоги активно делятся с коллегами города.
На уровне дошкольного учреждения обобщены следующие опыты работы: «Театрализованная деятельность дошкольников» музыкального руководителя СИ. Пимоновой и «Интегративный подход в воспитательно-образовательной работе с детьми» воспитателя Л.В. Юркевич.
В городскую картотеку занесён опыт работы музыкального руководителя Л.П. Кузнецовой «Народные праздники как средство знакомства детей с произведениями русской классической музыки и народным фольклором».
Результатом целенаправленной, творческой работы по художественно-эстетическому развитию детей является достаточно высокий уровень их развития в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности.
Из 50-ти выпускников 2008 г. - 69% имеют высокий уровень художественно-образного мышления, 58% имеют высокий уровень музыкальных и творческих способностей. По результатам обследования творческого мышления детей подготовительных групп высокая оригинальность отмечается у 56% детей, на среднем уровне находятся 44%.
Выпускники МДОУ отличаются инициативностью,
самостоятельностью в реализации своих замыслов, непринуждённостью в общении, их речь отличается образностью, эмоциональностью, в работах по изобразительной деятельности отсутствуют изобразительные штампы.
Многие выпускники поступили в музыкальные школы, занимаются в городских танцевальных ансамблях «Багульник», «Россияночка». Дети успешно проходят обучение в начальных классах МОУ СОШ № 23, 31 с художественно- эстетическим уклоном.
Объединение усилий воспитателей, специалистов, родителей позволяет успешно решать задачи гармонического развития детей, добиваться высоких результатов в музыкальной, театрализованной, изобразительной деятельности.