- о полной психологической диагностике как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка Л. С. Выготского;
- о контроле за ходом развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений Д. Б. Эльконина;
- о комплексном подходе к процессу формирования познавательной активности ребенка В. В. Давыдова;
- о системном подходе к целостному процессу детского развития А. В. Запорожца;
- о развитии каждого человека как интегральной индивидуальности - В. С. Мерлина.
Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей с нарушениями речи организовано на основе программы "Воспитание и обучение в дс" под редакцией Васильевой, парциальных программ: "Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей" Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, "Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей" Г. А. каше, Т. Б. Филичевой.
Педагогический процесс организуется в соответствии с возрастными возможностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников.
Необходимым направлением деятельности, обеспечивающим эффективность коррекционно-развивающей работы является организация комплексного мониторинга. Учителем-логопедом, педагогами МДОУ в процессе наблюдений и использования разнообразных диагностических методик («Диагностика нарушений речи у детей» Г.С.Гуменной, «Технология организации логопедического обследования» О.Е.Грибовой, «Методика обследования нарушений речи у детей» С.Е.Большаковой, Г.А.Волковой «Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием» Н.А.Рычковой, «Комплексная диагностика речи» М.А.Поваляевой) проводится оценка речевого развития детей.
Результаты мониторинга, представленные в виде таблиц, схем, диаграмм, позволяют коллективу получить представление о необходимом уровне коррекционно-развивающей работы с детьми, разработать индивидуальную коррекционную программу для каждого ребёнка с речевым нарушением.
Кроме того, в процессе непосредственной работы с детьми педагоги проводят текущую диагностику, что обеспечивает своевременную коррекцию речевых и неречевых нарушений, помогает отбирать наиболее эффективные приемы работы.
Максимально эффективная коррекция речевого дефекта осуществляется благодаря многоаспектному, комплексному подходу к ней. В целом весь воспитательный процесс педагоги стараются организовать таким образом, чтобы он отвечал требованиям здоровьесберегающей технологии. Эффективность коррекционно-воспитательной системы достигается в результате чёткой организацией жизни детей в детском саду, правильному распределению нагрузки в течение дня и преемственности в работе логопеда и воспитателя, музыкального руководителя. Взрослые осуществляют индивидуализацию своих педагогических воздействий, обеспечивают творческий характер образовательного процесса, формируют культуру речевого общения между детьми и взрослыми, организуют оптимальный двигательный режим (режимное распределение физической и интеллектуальной нагрузки) и интересную насыщенную жизнь детей в группах.
Много усилий педагогический коллектив прилагает к тому, чтобы обеспечить психологически комфортную обстановку в группах, гигиену нервной системы, учитывая при этом направленность интересов детей. Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строятся с учётом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.
Коррекционная работа, рассчитанная на 1 - 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.
Для качественного осуществления коррекционно-развивающей работы в МДОУ созданы оптимальные условия: оборудован логопедический кабинет, отвечающий современным требованиям. В группах создана развивающая среда, обеспечивающая разнообразную деятельность каждого ребёнка, стимулирующая его на поиски, открытия, активное проявление познавательных интересов. Выделены и оборудованы уголки для игры, занятий, отдыха, свободного творчества, имеются самодельные игрушки оригинальных конструкций для сенсорного развития детей).
Общение со сверстниками во время обучения, партнёрство со взрослыми, совместное решение проблемно-познавательных задач, организация поисковой деятельности - основной путь организации коррекционно-развивающей работы в МДОУ.
Наряду с активным поиском новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, их научно-методическим обоснованием и экспериментальной апробацией происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно-речевой работы. Всё это в совокупности позволяет, с одной стороны, включить в её сферу более широкий круг дошкольников, а с другой - полнее использовать потенциальные, или скрытые резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса.
Коррекционно-развивающая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей осуществляется путём использования поэтапной системы формирования речи. Всё обучение условно делится на периоды.
Комплекс занятий разрабатывается с учётом структуры речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи. Все логопедические занятия строятся с учётом задач каждого периода обучения, а также отличаются продолжительностью, содержанием и объёмом усваиваемого материала, своей структурой.
Применение различных игровых приёмов (наглядных, словесных, практических), разнообразие дидактического материала способствует сохранению интереса детей на протяжении всего занятия. Физические паузы отражают звуковую или лексическую тематику. В каждом занятии обязательно предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного звукового анализа и синтеза.
Большое внимание уделяется методам, способствующим развитию познавательных способностей, творчеству детей, созданию условий для эмоционально-личностного развития ребёнка.
Демократический стиль общения, профессионализм, уважение личности ребёнка привело к созданию эмоционального комфорта для компенсации речевой патологии каждого воспитанника.
Успех коррекционного обучения во многом определяется совместной работой логопедов и родителей. Для того чтобы закрепить знания, полученные детьми на занятиях, и вовлечь родителей в коррекционно-развивающий процесс логопедами разработаны игровые домашние задания. Они служат чётким продолжением каждого фронтального занятия логопеда. Таким образом, родители имеют возможность прослеживать достижения своих детей.
Пропаганда знаний среди родителей осуществляется через консультации (групповых, индивидуальных), беседы, практикумы, анкетирование. Родительские собрания 1 раз в квартал проводятся с привлечением различных специалистов (психолога, учителя начальных классов, медицинских работников). В их содержание включаются различные консультации на темы, интересующие родителей.
В работе с родителями широко используются вспомогательные средства:
- специальные «логопедические уголки»;
- информационные стенды;
- тематические выставки книг, дидактических пособий.
Родители привлекаются к участию в работе «Логопедической мастерской», где они вместе с детьми мастерят буквы, интересные поделки, различные пособия для дидактических игр. Рассматривание результатов труда радует не только детей, но и их родителей. Они более активно начинают интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь воспитателям при создании пособий. Больше внимания уделяют речи детей. В результате чего растёт родительский авторитет.
В детском саду систематически проводится «День открытых дверей».
Родители с удовольствием посещают разные режимные моменты и занятия логопедов и воспитателей. Один раз в три месяца логопеды проводят родительские собрания с показом открытых занятий по звукопроизношению, формированию лексико-грамматических компонентов, развитию связной речи и обучению грамоте. В конце учебного года родители приглашаются на итоговое занятие-праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретённые за год.
При ежегодном обследовании на предмет готовности к школе члены психолого - медико-педагогической комиссии (ПМПК) отмечают высокую степень готовности воспитанников:
• 2003 - 2005 зачислено: 14 детей, выпущено: 14 детей, 14 детей -норма;
• 2004 - 2006 зачислено: 17 детей, выпущено: 17 детей, 16 детей -норма; 1 ребёнок со значительным улучшением речи (ОHP - II- III уровня, открытая ринолалия, ЗПР);
• 2005 - 2007 зачислено: 15 детей, выпущено: 15 детей, 15 детей -норма;
• 2006 - 2008 зачислено: 13 детей, выпущено: 13 детей 12 детей -норма, 1 ребёнок со значительным улучшением речи (соматически ослаблен - редкое посещение дошкольного учреждения).
• 2008 – 2010 зачислено: 17, выпущено: 17: 16 детей – норма, 1 ребенок – со значительным улучшением.
Выпускники МДОУ отличаются самостоятельностью, инициативностью, высокой речевой активностью.
Активное участие учителя - логопеды принимают в методической работе округа, города и края:
- в краевом семинаре для учителей-логопедов МДОУ по теме: «Организация и планирование деятельности специалиста ДОУ», доклад из опыта работы по теме: «Роль учителя-логопеда во взаимодействии всех специалистов по работе с детьми с речевыми нарушениями» (декабрь 2005 г.)
- в краевом семинаре для учителей-логопедов по теме: «Новые подходы к созданию и реализации коррекционно-развивающих программ», практическое занятие по разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы для ребёнка с ринолалией (декабрь 2006 г.);
- на курсах повышения квалификации учителей-логопедов выступление из опыта работы по теме: «Дизартрия» (июнь 2007 г.);
- на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей показ открытого занятия по логопедической ритмике по теме: «Мы путешествуем» (сентябрь 2007 г.);
- в работе методического объединения учителей-логопедов города по теме: «Логопедическая ритмика», доклад по теме: «Интегрированный подход к проведению логоритмических занятий», открытое занятие по теме: «Путешествие в Африку» (подготовительная группа с ОНР), выставка дидактических пособий (апрель 2007 г.).
На базе МДОУ проводятся заседания методического объединения учителей-логопедов города. Во время своих выступлений педагоги поднимают интересные, малоосвещённые в специальной литературе темы. Такой подход к проведению встреч способствовует повышению профессионального мастерства участников.
Один из логопедов МДОУ является руководителем городского методического объединения учителей-логопедов, членом городской творческой группы учителей-логопедов по проблеме: «Преемственность в оказании логопедической помощи в образовательных учреждениях города», членом городской экспертной группы по аттестации учителей-логопедов на первую и высшую квалификационные категории.
С 2003 г. детский сад является базовым для педагогической практики студентов педагогического факультета и факультета специальной психологии АмГПГУ.