Нарушителей
спокойствия всегда достаточно: дети непрочь побегать, пошалить и
подурачиться. К этому их просто подталкивает деятельная
натура, подвижная психика и постоянная готовность к радости.
Принципиально важно с самого начала определиться: имеют ли дети на это право? Да, если это имеет свое место и не нарушает общего ритма жизни группы. Да, даже если это немного нарушает общее спокойствие.
Это не противоречие, просто нет
однозначного ответа.
Основанием для реагирования будет ваше
понимание смысла происходящего в группе, понимание чувств детей и уважение их права быть детьми. как быть
- Дети не всегда понимают, что и когда можно, а мы сами не объясняем это. Мы просто запрещаем, если видим, что происходит нечто внеплановое.
Отсюда,
наверное, неожиданное предложение — иногда
становитесь сами «нарушителями», наглядно демонстрируя приемлемое время, место,
способ проявления эмоций, желаний, действий. Например: «Сейчас у нас есть немного времени до прогулки, можно побаловаться. Кто со мной играет в «снежки»
(комочки бумаги)?».
«Мы
так долго сидели, что даже ноги затекли. Очень
хочется попрыгать. Где бы это лучше сделать? Спорим, я выше вас
подпрыгну».
- Если мы с вами создадим возможность для эмоциональной насыщенности жизни в группе, то у детей будет меньше поводов для «самодеятельности». В этом нам помогут неожиданные праздники — праздник улыбки, праздник «все наоборот», праздник горящих огоньков, праздник большого пирога, праздник воздушных шаров, праздник пятнышек и т.п.
- Ну, а если, несмотря на все наши усилия, есть те, кто хочет
большего —
1) не пользуйтесь
правом запрета, — просто обсудите вместе со всеми, чем неудобно
такое поведение
и
как поступать лучше.
2) воспользуйтесь
правом запрета и твердо скажи
те: «Вы сможете побаловаться и пошуметь на прогулке, а сейчас будьте
внимательны». |