Вечная проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, обеспечить личностно-ориентированный подход, а с другой стороны, важно реализовать то, что задумано, заложено в план. импровизация нужна, но..... Где и как?
Мы будем говорить о тех ситуациях,
когда идет общий важный разговор (занятие, утренний сбор, утро
радостных встреч).
- Прежде всего,
чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться
правильно реагировать на высказывания детей.
Например, если в ответ на слова ребенка: «Мне мама вчера
целый вечер читала книжку», вы начнете задавать вопросы:
как называлась книжка, о чем она, что тебе понравилось и т. д.,
то получите реакцию других: «А у меня тоже есть книжки». «А мы с мамой ходили в магазин» и т.д. Дети не любят оставаться без внимания и стремятся
завоевать его.
Итак, если вам важно дать возможность высказаться как
можно большему количеству детей — выбираем стратегию
реагирования на чувство. «Приятно провести вечер вместе
с мамой». Новость услышана, чувство понято и обозначено, уточнения высказывание не
предполагает, контакт глаз заканчивается.
- Bo время занятия, посвященного диким
животным, возникает высказывание, например, о поездке в гости к бабушке. Но
если ребенок об этом говорит, значит, его мысли далеки от вашей темы. Стоит ли его ругать? Лучше спросите
его: «А там, где живет твоя бабушка, есть дикие звери?» и верните
ребенка к обсуждаемой теме.
Случаются и другие ситуации.
- На занятии по математике вдруг звучит: «А у меня дедушка
вчера умер». Даже если вы правильно отреагируете на чувство
ребенка: «Я понимаю, как тебе грустно и больно»,
то, возможно, сюжет на этом не закончится — смерть не такое простое явление,
как поездка к бабушке и волнует, как правило, многих детей.
Если вы чувствуете реакцию детей, не
хотите упускать важный момент в социально-эмоциональном
развитии — осторожно переключитесь. «Ребята, вы хотите поговорить об
этом?». Дождитесь ответа. Если он положителен, задайте следующий
вопрос: «О чем бы вы хотели спросить меня или Наташу?».
Отвечайте просто, коротко и понятно.
Вернитесь к математике: мы с вами
планировали сегодня научиться считать по порядку. Я думаю, труднее
всех сегодня Наташе. Кто из вас хочет помочь Наташе сосчитать
ее кубики?
- В разговоре с
детьми важна искренность, уважение к их мыслям, не
преуменьшение их чувств и переживаний, а объединение вас с ними.
«Мы с вами».
|