Конспект НОД
в подготовительной к школе группе
Тема: «Предметы из стекла и металла»
Программные задачи:
- систематизировать и уточнить представления детей о свойствах металла и стекла и их применением;
- продолжать развивать логическое мышление при разрешении противоречий, любознательность, тактильную память, внимание;
- воспитывать умение слушать и слышать ответ сверстника, доказательно его анализировать.
Ход занятия:
В гости к детям приходит Незнайка и обращает внимание на 2 коробки. В первой предметы из стекла, а во второй — из металла.
- Почему одни предметы лежат в одной коробке, а другие во второй?
(в первой из стекла — стеклянные, во второй из металла — металлические).
- Вы любите играть в прятки? Незнайка вам предлагает поиграть с ним. Незнайка прячет шарик, а вы должны догадаться, где он. Смотри, Незнайка, прячь хорошо!
( дети закрывают глаза)
1,2,3 — шарик скорее найди!
Незнайка прячет шарик в стакан. Дети находят предмет.
- Каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик?
- А где люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное качество — прозрачность?
(стекла в доме, в автомашинах, аквариум, очки, лампочки и т.д.)
- Хорошо, что люди придумали стекло! Что бы было, если бы у нас в группе не было стеклянных окон?
( было бы темно, не было бы видно солнца)
- Ребята, а Незнайка опять хочет с вами поиграть. На этот раз, Незнайка, постарайся спрятать шарик хорошенько.
Прячет шарик в металлическую коробку.
1, 2, 3 — шарик найди!
Дети ищут шарик. Игра «Горячо-холодно».
- А теперь сложнее искать? В металлической коробке шарик не видно, но вы догадались по звуку. Когда взяли коробку в руки, шарик загремел.
- Почему не видно шарик в металлической коробке?
( коробка из металла не прозрачная).
- Незнайка просит вас взять в руки любой предмет из коробок. И Незнайка тоже возьмет себе то, что ему понравилось.
( берет стеклянный предмет и чуть не роняет его)
- Ой, Незнайка, осторожнее. А что было бы, если Незнайка уронил стакан на пол?
( дети отвечают)
- Значит стекло обладает еще одним свойством. Что это за свойство?
( стекло хрупкое)
- А металлическая коробка тоже хрупкая?
( нет)
- Проверим? (Уронить коробку)
- Что стало с коробкой из металла?
Вывод. Стекло хрупкое, а металл-прочный, твердый.
- Где используют люди это свойство металла?
( машины, посуда и т.д.)
- Незнайка хотел попить воды и волнуется, куда ему лучше налить воду: в стеклянный или металлический стакан? Он думает, что если стекло прозрачное, то вода из него вытечет. Давайте нальем воду в стеклянный и в металлический стаканы. Как вы думаете, что произойдет?
(дети наливают воду)
- Дети, расскажите Незнайке, что произошло?
Вывод. Стекло и металл обладают общим свойством — водонепроницаемостью.
- Проведем еще эксперимент.
- Опустите предметы в воду. Что с ними произойдет? Правильно они утонули. А если положить деревянный предмет? (будет плавать) Значит стекло и металл какие? (тяжелые). А дерево какое? (легкое)
- Проведите рукой по стеклянным и металлическим предметам. Какие они? Мягкие или твердые? Гладкие или шероховатые?
- А по запаху можно различить?
- А по звуку?
Незнайка играет в игру «Что звучит?» Дети угадывают, что звучит.
Вывод. По звуку можно определить где стекло, а где металл.
Воспитатель показывает наряженную металлическую ложку и стеклянный бокал.
- Это давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них утверждает и уверен, что он главнее всех остальных. Ложка спорит, что из металла делают много очень полезных предметов, а бокал утверждает, что из стекла гораздо больше. Кто разрешит их спор? Кто прав?
-Давайте разделимся на 2 команды. Первая (мальчики) за ложку, вторая (девочки) за бокал. Кто больше назовет предметов, сделанных из стекла или металла?
(дети получают за ответы фишки. Назвать победителей).
- Молодцы! Много предметов назвали! Выходит и ложка и бокал правы. И стекло и металл очень необходимы человеку.
Еще одно задание : девочки должны найти и обвести красным маркером предметы из стекла, а мальчики найти карточки с изображенными металлическими предметами.
- Люди каких профессий работают с металлом?
(сварщики, токари, кузнецы, металлурги).
- А со стеклом?
( стеклодувы, стекольщики)
Ребята, какие свойства стекла и металла вы вспомнили?
В чем различие:
- Прозрачное — непрозрачный.
- Стекло хрупкое — металл прочный.
Сходство:
- Водонепроницаемость.
- Тяжелые-тонут в воде.
- Твердые на ощупь.
Анализ занятия.
- Незнайка расскажет своим друзьям из Цветочного города все, что он узнал сегодня нового.
|